В сфере интернет-маркетинга уже не первый год обострена кадровая проблема – на рынке недостаточно квалифицированных специалистов. В стране много ВУЗов ССузов, различных онлайн курсов и т.д., но в условиях постоянно меняющихся правил игры и совершенствования технологий, большинство из них попросту не поспевают за рынком, как следствие проблема остается не решенной. Поэтому Kokoc Group совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова открыла учебный центр, выпускники которого проходят комплексное практическое обучение у признанных профессионалов интернет-маркетинга и по завершению курсов получают удостоверение государственного образца о повышении квалификации.
Конечно, сразу возникает вопрос: что мешает выращивать специалистов в стенах компании? Зачем идти вовне, тратя на это столько усилий? Ответ прост: внутри компании беспрерывно проходит процесс обучения сотрудников, однако это не решает главную проблему – общий уровень знаний всего рынка не растет.
НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ НАНОСЯТ УДАР ПО ВСЕЙ ОТРАСЛИ.

Например, владелец сайта, пострадавшего в результате действий неграмотного SEO-шника, будет считать, что поисковая оптимизация – неэффективный канал рекламы, на который не стоит тратить деньги. Вместо того чтобы переубеждать, лучше работать на опережение и повышать уровень знаний всего рынка.
Старт Unibrains пришелся на нелегкое время – начало кризиса. Многие пророчили учебному центру провал, но обошлось. Высокий уровень программ обучения и квалификация преподавателей сделали свое дело: мы не ощущаем недостатка в желающих поступить на курсы. Поэтому хотим поделиться простыми советами, которые помогут образовательному центру не просто выжить, а развиваться и расти в это нелегкое время.
НАЙТИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ
Учебный центр начинается с подготовки программы курса, для создания которой нужно заранее понять, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Хорошо сегментированная аудитория – залог успеха, мы выделяем три наиболее емкие группы.
Люди, не обладающие знаниями в сфере интернет-маркетинга, но стремящиеся их получить, чтобы, в перспективе, сменить профессию или расширить круг компетенций.
Продвинутые пользователи, которые приходят на курсы либо для того, чтобы структурировать уже имеющиеся знания, либо для того, чтобы узнать что-то новое и получить полезные знакомства.
Собственники бизнеса – им интересна «внутренняя кухня» интернет-маркетинга для того, чтобы понять, как взаимодействовать с подрядчиками, как и на чем сэкономить при проведении рекламной кампании, какие процессы наладить «in-house», а какие отдать подрядчику.
Большая часть слушателей — представители первых двух групп, поэтому при разработке учебной программы ориентируемся именно на них. Однако задачу усреднения уровня знаний этот подход все равно не решает. Сделать так, чтобы «продвинутым» было нескучно, а «начинающим» – все понятно, помогают предварительные индивидуальные интервью, выявляющие знания и потребности каждого студента. Еще один инструмент — вводные занятия, наполненные многочисленными примерами, на которых точно никто не скучает.
БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ – НИКУДА
Подготовьтесь к тому, что программу обучения придется менять из-за следующих обстоятельств:
Перемены в отрасли. Нельзя игнорировать, например, внедрение Яндексом алгоритма «Минусинск», запуск Google алгоритма mobile-friendly, обновления в AdWords, изменение структуры новостной ленты Facebook. Отставание от подобных нововведений негативно скажется на процессе обучения, и воспитать профессионалов точно не получится.
ТАК ЧТО, ХОЧЕШЬ ДАВАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ – СВОЕВРЕМЕННО ВНЕДРЯЙ ИЗМЕНЕНИЯ.
Отсутствие целостной картины. Нам пришлось переписывать почти готовый курс по контекстной рекламе, так как тестовые лекции курса показали, что программа не формирует цельного представления о предмете изучения. У слушателей неизбежно возникали вопросы, например, почему преподаватель говорит о ремаркетинге и решил затронуть вопрос сегментирования, как это связано с озвученной ранее информацией? Проведенный анализ показал, что первоисточник проблемы, как ни странно, высокий уровень преподавателей: при подготовке лекций они исключали погружение в некоторые базовые основы.
Выяснить насколько органично изменения вписались в программу курса, помогает обратная связь со студентами, существование которой поддерживает открытость руководства и преподавательского состава учебного центра. Кроме традиционных вопросов на лекциях, сообщений в социальных сетях и телефонных звонков в учебный центр мы стали использовать онлайн-дневники, которые ведут наши студенты. В своих соцсетях они делятся впечатлениями от каждой лекции, а мы получаем «взгляд со стороны».
Еще один способ понять, успешно ли внедрены изменения – проанализировать успеваемость студентов. Если у 90% слушателей разбираемый материал вызывает затруднения, значит что-то пошло не так и, возможно, следует внести коррективы в программу. Например, ввести больше практических заданий, основанных на реальных кейсах, пересмотреть полностью блок, добавить материал смежных дисциплин.
ВОВЛЕЧЬ ОБУЧАЯ
Еще одна проблема, с которой сталкивается любой учебный центр – вовлечение студентов в рабочий процесс. Ее мы решили, предприняв четыре шага, который позволили заинтересовать до 90% слушателей.
Во-первых, максимально персонализировали каждый курс. Даже если в группе обучается более 20 человек, к каждому можно найти подход. Например, индивидуальные вебинары, закрытые группы в социальных сетях, где студенты могут задать вопросы любого уровня сложности и вести дискуссии с преподавателями.
Во-вторых, сконцентрировали студентов на практике. У большинства слушателей курсов Unibrains есть собственные проекты, а преподаватели в рамках занятий дают советы по их улучшению. Куда интересней внимать информацию, когда ее подают на базе того, что тебя волнует прямо сейчас, сею секунду. А не разбирают массив теории на мнимых кейсах или гипотетических ситуациях.
В-третьих, поддержали здоровую конкуренцию, одним из инструментов которой стали рейтинги успеваемости. Лучшие студенты награждаются грантами, углубленными индивидуальными консультациями, проходят стажировку в лидирующих компаниях отрасли и, впоследствии, получают предложения о трудоустройстве. Так, на сегодняшний день 45% выпускников трудоустроены и работают в компаниях «Блондинка», Media Instinct Group, К50, Kokoc.com.
В-четвертых, игнорировали социальный статус слушателей. Например, среди студентов Unibrains есть заместитель генерального директора «Спасских ворот», начальник отдела маркетинга ВТБ, однако отношение к ним такое же, как к владельцу небольшой домашней пекарни или молодого интернет-магазина.
НЕ ВАЖНО, С КАКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРИШЕЛ СТУДЕНТ, ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ КУРСА ОНИ СООТВЕТСТВОВАЛИ НАШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ.