Есть руководители сильные, компетентные, умеющие мотивировать, за которыми хочется идти и в дождь и в стужу. Бывает так, что ты просто замираешь от того как умело он или она принимает решение, как ведёт себя на встрече, как объединяет вас, раскрывает таланты и направляет на достижение цели. Вот у такого руководителя всегда хочется учиться. И он умело может работать с более компетентными подчинёнными, которые сильнее его самого. А что делать, если вам досталась команда от предшественника, команда – которая сильнее/умнее вас?
Глупый руководитель сможет в считанные дни такую высокопрофессиональную команду опустить до своего уровня. Работать с теми, кто умнее тебя не так-то и просто. Но научиться можно.
Какие же бывают способы сплочения более сильных сотрудников? Как с ними жить, как сделать так, чтоб команда не разбежалась?
Инициировать обучение в коллективе
Организуйте поощрение взаимного обучения сотрудников. Важно организовать такую атмосферу внутри коллектива, чтобы каждый из коллег был одновременно учителем и учеником. Это объединит сотрудников, поможет понять возможность для роста и сфокусироваться на приобретении преимуществ у более сильных. Ели руководитель будет поощрять такого рода обмен опытом, то сотрудники станут ценить друг друга и его в частности, они научатся видеть, что окружающие делают лучше, вносить это в свою практику и передавать свои знания и находки другим. За новые способности они будут благодарны не только коллегам, но и опытному руководителю, который всё это организовал.
Использовать сильные стороны
Умейте находить самые сильные стороны в сотрудниках и направлять их на пользу компании, подбирая для каждого подходящий ритм работы и корректируя обязанности. Предположим, вы можете подметить, что ваш специалист наиболее эффективен во второй половине дня, он успевает закрыть все задачи в последние 4 часа работы. Если бизнес-процессы позволяют, дайте ему возможность приходить позже и уровень его лояльности, а как следствие и уважения, возрастёт.
Вовлекать в рабочий процесс
Узнавайте потребности своих сотрудников. И дайте им возможность их реализовать, выполняя свою работу. Одних можно мотивировать творческими проектами и задачами, других – более сложными, которые требуют больше ответственности. Третьих можно назначить на новые направления, которые никто ранее не делал, где им придётся задействовать весь свой потенциал и все свои возможности. Попробуйте расширить рамки принятия решения, создайте иллюзию свободы, дайте возможность сотруднику почувствовать свою значимость внутри компании, ощутить тяжесть ответственности от принимаемых решений. Многих это заставляет двигаться вперёд. Но нужно быть аккуратным: что подходит одному, может в корне не подходить другому.
Поддерживать во время неудач
Даже в случае полного фиаско умейте найти то, что сотрудник сделал хорошо в проекте. Поддерживайте в трудную минуту. Нельзя концентрироваться на негативе, чтобы не выбить сотрудника из рабочего процесса, а наоборот настроить на победы в будущем. Но при этом сотрудник должен чётко понимать, что допустил ошибку.
Поощрять за успехи
Используйте вместе с денежным поощрением и нефинансовую мотивацию. Не забывайте попросту искренне благодарить коллег за хорошо выполненную работу. По-настоящему вовлекайтесь в их проекты и задачи, гордитесь победами и хвалите за успехи. Это позволит почувствовать сотрудникам, что их труд заметен и важен компании. Похвалу можно дополнить совместным ужином, походом в бар, билетами в театр и т. д. Пригласите друзей своих подчинённых, их жён или вторых половин на неформальный вечер, расскажите про успехи команды, про достижения каждого в отдельности.
Слушать сотрудников
Ценность руководителя заключается в его умении слушать своих сотрудников и давать обратную связь. Относитесь к предложениям серьёзно, подробно объясняйте, почему может или не может быть выполнена просьба/идея подчинённых, обсуждайте это вместе. В такой внимательности к предложениям умный сотрудник всегда увидит уважение, ощутит свою ценность и будет впредь c удовольствием предлагать взвешенные идеи по улучшению рабочих процессов в компании.
Ставить общую цель
Быть единой и дружной командой всегда помогает прозрачная и понятная всей команде цель. Каждый сотрудник в отдельности будет стремиться привнести свой вклад в достижении цели, которая ставится перед сильной командой.