Как мотивировать агентство?

Справедливая и прозрачная мотивация — успех любых деловых взаимоотношений, в том числе между клиентом и агентством. Кризис и стагнация рынка бросают новые вызовы. Хорошо будет зарабатывать только тот, кто хорошо работает. В этой статье Александр Ярощук собрал все известные способы вознаграждения агентств, снабдив их наглядными примерами.

ПРОЦЕНТ ОТ ОБОРОТА

Наиболее распространенная модель вознаграждения агентства в России. Клиент платит агентству заранее согласованный процент от всего рекламного бюджета. Часто бывает, что для каждого обслуживаемого канала своя ставка (например, ведение Facebook — 15%, а ВКонтакте только 10%). Крупные медийные агентства вдобавок ко всему спрашивают дополнительные 2-3% за аккаунтинг. В первую очередь это плата за бренд агентства (часто международный), труд проектной команды, которая работает над выполнением поставленных целей.

Плюсы: обеим сторонам заранее известен размер агентской комиссии.
Минусы: агентство замотивировано только на процессинг (иногда лишь имитацию бурной деятельности), рост рекламного бюджета без стремления увеличить маржинальность бизнеса клиента.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ KPI

Александр Ярощук
Директор по развитию MediaGuru

Эта схема набирает популярность с начала 2014 года. Агентство и клиент оговаривают заранее KPI (Key Performance Indicators), по которым будет производиться оценка размещения. К примеру: количество звонков, продаж через on-line систему сайта или процент зарегистрировавшихся пользователей. Как правило, KPI фиксируются в договоре или в дополнительном соглашении к нему с условием регулярного пересмотра по инициативе одной из сторон. В случае выполнения плана агентство получает повышенную комиссию (допустим, 10% по Яндекс.Директу). Если план по KPI не выполняется, агентство штрафуется и возвращает часть потраченного бюджета, например 5% от всего оборота в Google AdWords.

Плюсы: агентство замотивировано не на осваивание бюджета, а на достижение поставленных целей, с которыми согласилось на этапе старта сотрудничества. Таким образом, прогнозы в коммерческих предложениях агентство даёт ответственно, осознавая финансовые потери за их неисполнение.

Минусы: для агентства это большой риск, важно договориться как минимум о единых системах подсчёта KPI. Ведь клиент может не показывать агентству настоящее положение дел, ссылаясь на «устаревшую CRM», невозможность выгрузить статистику и т.д.

ПРОЦЕНТ ОТ МАРЖИ

Сегодня это скорее экзотика, но российский рынок неминуемо придет к данному способу вознаграждения. Это связано со стремительным развитием инструментов глубокой аналитики, ростом профессиональной культуры интернет-маркетологов.

Представьте, что интернет-магазин начал сотрудничать с агентством. По условиям 50% чистой прибыли от всех проданных товаров уходит на премирование агентства. Ниже приблизительная схема расчета процента от маржи:

  1. 1Оборот от проданных товаров за месяц — 1500000 р.
  2. 2Приблизительная маржа — 20%.
  3. 3Чистая прибыль от проданных товаров — 1500000 * 0,2 = 300000 р.
  4. 4Вознаграждение агентства — 300000 * 0,5 = 150000 р.

Из этого вознаграждения агентство покрывает расходы на рекламные системы и зарплату сотрудникам. В случае неуспеха может статься, что расходы покрывать будет нечем. И это главный риск, пойти на который может только уверенное в себе агентство.

авто3

Другой пример модели взаимодействия, которую сейчас тестирует MediaGuru: автосалон выплачивает по 30 000 руб. за каждый проданный автомобиль, покупатель которого прошел через рекламные каналы в Интернете. Мы договорились учитывать прибыль от покупок, которые были совершены не только по прямым, но и по ассоциированным конверсиям. Это дает шанс поэкспериментировать с новыми рекламными каналами, дожать аудиторию назойливым ремаркетингом.

Плюсы: сложное многополярное сотрудничество, которое не ограничивается только рекламными активностями и сайтом клиента. Процент от маржи подразумевает анализ и изменение бизнес-процессов клиента, постоянные мозговые штурмы, умение доверять партнёру и делить с ним ответственность.

Минусы: и вновь безумные риски для агентства, которое может проработать достаточно продолжительный период времени бесплатно.

ФИКСИРОВАННАЯ КОМИССИЯ

Также экзотика, распространенная среди веблансеров и небольших агентств. Клиент приходит с условием, что комиссия будет одинаковой при любом объеме работ. Впрочем, мы столкнулись с интересом к фиксированной комиссии и у крупных клиентов (например, при оплате видеорекламы в YouTube).

Плюсы: их очень мало, только иллюзорная финансовая стабильность для клиента.

Минусы: агентству неинтересно развивать проект, вместо креатора оно становится пассивным собирателем комиссии и безмолвным исполнителем задач клиента.

НЕДЕНЕЖНАЯ МОТИВАЦИЯ

На мой взгляд, сотрудничество клиента с агентством — это творческий процесс. Он требует открытости, доверия и в какой-то степени свободы. Помимо денежной составляющей существует целая палитра дополнительных мотиваторов:

  • Наглядная демонстрация клиентом роста своего бизнеса за счет усилий агентства. Это крайне важно для сотрудников агентства, так как рождает чувство профессиональной гордости за проект, сопричастности к успеху.
  • Приглашение менеджеров агентства на отраслевые выставки и мероприятия. Дайте им шанс почувствовать себя, стать экспертами в вашей области, эти инвестиции внимания окупятся многократно.
  • Хвалите ваше агентство, рекомендуйте его. Вы не заметите, как станете самым любимым клиентом, задачи которого будут исполняться раньше их постановки.

ПРО РИСКИ

С удовольствием поделюсь курьезами, которые возникали в нашем агентстве на разных этапах тестирования вариантов комиссии. Это опыт, он ценен не меньше успехов:

  1. 1Заключили договор с клиентом Х, согласно которому обещали поставлять через контекстную рекламу Y звонков. Установили систему отслеживания телефонных контактов и начали работу. Однако звонки по вине третьей стороны (системы отслеживания звонков) собирались некорректно, статистика терялась и за определенные даты выглядела совершенно нежизнеспособной. Все понимали, что реальные результаты намного лучше, но в итоге MediaGuru было оштрафовано за невыполнение плана.
  2. 2В результате кризиса зимой 2014 года клиенты автомобильной тематики ощутили снижение спроса на 30-40%, банки перестали выдавать кредиты, продажи моделей среднего класса практически прекратились. В результате причин, неподвластных корректировке со стороны агентства, было много штрафов и возвратов за невыполнение KPI.

Вывод для агентств неутешительный: договор-договором, но никто не станет судиться с недобросовестным клиентом, это очень опасно для репутации. Прецедентов судебных разбирательств по нарушенным клиентами условиям договора (если речь не ведется о платежных обязательствах) на российском рынке ни разу не было.

Про риск для клиентов: если намеренно отказывать агентству в заработке, вам в итоге выделят менеджера-стажера. Он будет вкладываться в проект по минимуму, чтобы исключить любые временные затраты. В итоге клиент сам проигрывает из-за чрезмерной экономности.

Впрочем, за скобками этих систем мотивации лежат доверие и взаимное уважение обеих сторон друг к другу. Экспериментируйте, ищите подходящие варианты. Успехов вам!

закрыть

Запись на вебинар

закрыть

Подписка на эксклюзивные статьи учебного центра Unibrains

Не введено ваше имя
Не введен e-mail
*Не введен телефон
закрыть

Спасибо, Вы подписаны на полезные статьи и новости учебного центра Unibrains.