Диплом запылился. Профориентация сделает образование эффективнее.

Российское образование продолжает оставаться одним из самых доступных в мире, но по качеству сильно отстает от европейских стран. В этом году Россия заняла 26-е место из 124 в рейтинге качества человеческого капитала, составленного Всемирным экономическим форумом совместно с Mercer. Рейтинг измеряет возможности для развития человеческого капитала в различных возрастных группах, включая доступность и качество образования, а также возможностей для повышения квалификаций, занятость.

Россия обогнала всех остальных членов группы БРИКС, но уступила странам Прибалтики. Самые сильные позиции нашей страны связаны с доступностью образования на всех уровнях от начального школьного до высшего образования. А слабые стороны аналитики связывают с демографическими факторами: низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82-е место), относительно высоким уровнем безработицы (52-е место), ограниченными возможностями для развития на рабочем месте (79-е место). Также к слабым сторонам относится качество системы образования (73-е место) и здоровье населения (81-е место).

Индекс человеческого капитала

К сожалению, в России, несмотря на очень высокий уровень высшего образования и его доступность, так и не созданы научные и производственные системы, где все смогли бы найти себе достойное применение. Одна из основных задач государства — создавать и развивать системы для оптимизации организации труда, органично перестраивать образование под социальные и экономические запросы. Это необходимо, чтобы не выпускать ежегодно миллионы юристов и менеджеров, которые в лучшем случае найдут себе работу продавцом. Для этого необходима существенная реорганизация системы образования.

В Финляндии, занявшей 1-е место, образовательные программы имеют явный прикладной характер.

Для сравнения можно взять иностранный язык — финский учебник по изучению английского языка дает школьникам знания, которых будет достаточно для заказа номера в отеле, блюда в ресторане, выбора покупки в магазине. То есть информация очевидно полезна для учеников, рассматриваются конкретные жизненные ситуации. Практически все полученные знания сразу используются в трудовой деятельности.

Российское образование более глубокое, фундаментальное, однако воспользоваться полученными знаниями в полном объеме большинству так и не удается. К сожалению, сейчас очень часто выпускники вузов сталкиваются с тем, что многие университетские знания сложно применить на практике, в ежедневной работе. Об этом говорят и те, кто работает по той специальности, которую изучал в вузе. При этом в России почти самый высокий процент людей с высшим образованием. Эксперты считают, что основные проблемы связаны со школьной профориентацией. К примеру, решение о том, в какой вуз пойти, принимается школьником и его родителями в последний момент без учета массы факторов. А результат образования виден лишь через годы в неявном виде. Как следствие — масса людей работает не по своей специальности.

Исходя из всего этого, для формирования роста производительности труда начать нужно с малого:  необходимо, чтобы молодой специалист, приходя после вуза в компанию не переучивался, а адаптировался в коллективе.

«Такой подход минимизирует финансовые и временные издержки для компании. Получается, если усовершенствовать модель высшего образования и привязать его к потребностям крупного производства, а в ряде случаев интегрировать с крупными компаниями (практики, групповые стажировки, изучение практикующими экспертами бизнеса обучающих программ, их корректировка исходя из реалий бизнеса), то влияние факторов на снижение производительности труда станет ниже, а удовлетворенность кадров своей работой будет выше», — утверждает Корольков Станислав, руководитель учебного центра Unibrains (совместный проект Kokoc Group и РЭУ им. Г.В. Плеханова).

Мария Кибкало
Директор департамента внешних связей Intel в России и других странах СНГ.

Образование тесно связано с экономикой и, следовательно, должно быть ориентированным на рынок и спрос. «Большинство абитуриентов стремятся поступать на специальности, престиж которых зачастую определяется обстановкой в момент поступления и которые на деле оказываются невостребованными в момент окончания вуза, что вынуждает выпускников работать после окончания вузов не по специальности. Решением этой проблемы должно стать укрепление сотрудничества вузов и компаний-работодателей, ранняя профориентационная работа в школах, а также возможности дополнительного образования», — считает директор департамента внешних связей Intel в России и других странах СНГ Мария Кибкало.

Эксперты уверены, что удовлетворенность работой — это наибольшая ценность сегодня.

Станислав Корольков
Руководитель направления внешнего обучения Kokoc.com (Kokoc Group)

«Большинство из нас, открыв в себе талант к кулинарии или галерейному искусству, с радостью покинут рабочее место даже, если это невыгодно материально. На мой взгляд, с удовлетворенностью потребностей будущих трудовых активов стоит работать с малых лет. Это налаживание работы психологов в детских садах, организация дополнительного профессионального образования по интересам в школах, университетах, консультации с экспертами на профессиональную пригодность, определение предрасположенности, выявление талан та. В таком случае выбор университета и дальнейшей специализации будет не стихийным или вынужденным из-за уровня проходного балла, а осознанным и взвешенным, — уверен руководитель учебного центра Unibrains Станислав Корольков. — Сейчас мы видим тренд фокусировки на одной профессии и дальнейшем совершенствовании навыков в выбранной области. Поэтому имеет смысл менять работу раз в три года, выбирая новую индустрию, но совершенствуясь в выбранной профессии. Поощрение и развитие компаниями горизонтальной карьеры (к примеру, международные градации по определенной специализации: специалист, старший специалист, ведущий специалист, эксперт, ведущий эксперт) может стать трамплином к другим высотам. Ведь опыт и знания приобретаются не в количестве повышений по карьерной лестнице, а в результате работы по специальности».

Источник: Российская газета. Бизнес. 26 мая 2015, вторник, №20

закрыть

Запись на вебинар

закрыть

Подписка на эксклюзивные статьи учебного центра Unibrains

Не введено ваше имя
Не введен e-mail
*Не введен телефон
закрыть

Спасибо, Вы подписаны на полезные статьи и новости учебного центра Unibrains.